Северный Урал на питбайке. Золотая осень.
Эта история началась как всегда с идеи, а почему бы нам
не поехать на Северный Урал.
Продолжение этой идеи было более амбициозным и
впечатляющим, а так как времени на подготовку почти не было амбиции отложили до
следующего года, а сам поход расценивался как подготовка к будущим свершениям.
Что касается меня, то это был мой первый опыт езды на
мотоцикле, до этого ездил на мото всего пару раз в жизни.
В качестве снаряда для данного путешествия был выбран
питбайк Irbis TTR125. Специальной подготовки не делалось, стандартная
комплектация. Из вкусняшек на пите установлена фара, спидометр/одометр и
электростартер, как раз для таких лентяев как я.
Коллега оппонировал на питбайке Kayo с такой же кубатурой
125 см3. Еще было пару квадроциклов, но речь не о них.
Динамики мотора для неспешного похода у TTR125 мне было
более чем достаточно. В гору едет, с горы тоже.
Первый день.
На машине мы доехали до Ивделя, питы довезли в кузове до
выезда из города, чтоб не смущать местных гаишников, а дальше своим ходом.
90 литровый рюкзак за плечами удобно опирается на заднее
крыло пита и его вес практически не ощущается. Катим по ровному грейдеру в
сторону сгоревшего поселка Вижай.
Первый день в седле - боюсь, еду аккуратно. Коллега то и
дело уезжает вперед. Небольшой ремонт колеса на одном из квадриков и едем
дальше.
Доезжаем до Вижая, там только туристическая база и
несколько машин. Пару лет назад в этих местах бушевал верховой пожар и лес не
восстановился до конца, голые стволы деревьев стоят молчаливым напоминаем тех
событий. Мы едем дальше до реки.
Закатное солнце играет на золотых листьях деревьев, вода
в реке Вижай низкая. Но мы решаем переходить её на следующее утро, потому что
мочить ноги явно не хотелось, да и мест для стоянок больше на этом берегу. Выше
по течению останки моста. Ночуем. Любуемся звездным небом.
День второй.
За ночь воды в реке точно не прибыло и это хорошо.
Выбираем пути для брода и вперед. Пионером идет квадр, за ним Kayo, а я за ним.
ВдругKayo остановился посреди реки и начался тяни-толкай. Я проезжаю, не
сбавляя газа, заднее колесо проворачивается по речным камням, выезжаю на
противоположный берег. Тут я понял, что надо бы резиновые сапоги повыше. Зачерпнул
студеной водицы.
Второй пит вытолкали на берег, слили из карбюратора воду,
отжали воздушный фильтр, пит прочихался и затарахтел.
Отъехал не дальше километра в небольшую горку как я
почувствовал, что мот начал «плыть» по дороге. Заднее колесо утратило твердость
духа. Из-за изначально низкого давления и пробуксовки на реке оторвался «сосок»
на камере. Поменяли, едем дальше в лес. А чем дальше в лес, тем толще
партизаны. Качество дороги постепенно начинает ухудшаться. Я хватанул воды
причем практически на ровном месте, ну не совсем на ровном. На скорости влетел
в лужу, достаточно глубокую, чтобы залить фильтр, в общем Ирбис не выдержал
такого издевательства и дальше ехать отказался.
Пришлось делать искусственную вентиляцию двигателя. Мотор быстро реанимировали
и поехали дальше.
По пути у Kayo слетела цепь, растянулась и слетела. Вроде
бы рядовое событие. Её с помощью нехитрых манипуляций подтянули и погнали
дальше, но недалеко.
При форсировании очередной водной преграды в виде реки
Ушмы цепь снова слетела и оторвала датчик Холла, отвечающий за выработку искры.
После этого мот оставили в лесу в надежде воскресить на обратном пути.
Надо сказать, что на Irbis TTR125 цепь не слетела ни
разу, при том, что растянулась она тоже весьма прилично. Конструкция защиты
цепи сделана таким образом, что не позволяет цепи слетать со звездочки.
Преодоление рек приводило меня в восторг. Брызги в разную
сторону, заднее колесо виляет на камнях и как минимум три варианта развития.
Или ты проедешь и все будешь хорошо, или завалишь мот в реку, либо двигатель
нахлебается воды и заглохнет.
Последнюю серьезную реку мы с Ирбисом опять преодолеваем
без особых проблем и мчимся мимо мансийкой деревни дальше.
По дороге было пару мест, где мне с ТТРкой пришлой
проползать по лесу, хорошо, что мот легкий и можно почти как с велосипедом под
мышкой ползать даже по тайге.
После реки Ауспия (воды в неё было совсем немного) дорога
еще больше начала портиться, превращаясь в лесовозку. Карбик набрал грязи и газ
перестал сбрасываться. Ну ниче, WD-шка спасет Мир и очистит карбюратор,
побрызгали, немного помогло.
В этот день хотелось проехать как можно дальше, но
Вселенная распорядилась иначе, избавив попутчиков на квадроциклах системы
охлаждения. Оба вентилятора отказали. Совпадение?
В этот день мы встали на базе Ильича на реке Лозьва. Река
в этом месте имеет изгиб и смотрится очень художественно.
Третий день.
Я могу лишь сказать, что это было незабываемо тяжело.
Планам покорить в этот день перевал Дятлова не суждено
было сбыться, затянувшийся ремонт квадроциклов не дал оперативно выехать на
маршрут. В итоге мы стартанули только в районе обеда.
В этот раз мне пришлось на ходу изучать премудрости
вождения мотоцикла в условиях сурового бездорожья. Глубокие колеи и какашечная
консистенция дороги, уютно расположившиеся ступеньки скользких корней и острые
каменюки не давали расслабиться совсем. Но пока дорога шла по относительно
горизонтальной поверхности ехать было еще туда-сюда, но когда начался подъем,
то тут мне явно не хватило навыков и я заковырялся. Меня остановил подъем
градусов 25-30 преисполненный камнями разных мастей и граней.
Вдоволь наковырявшись я уступил место пилота своему
коллеги, оставившему Kayo в лесу. Его многолетний опыт сделал дело. Ему данная
дорога удавалась легче. Пока он «развлекался» на ТТРке я трясся на заднем
сидении квадроцикла.
Вовремя поняв, что мы не успеваем на перевал, мы
повернули вспять.
Видов природы в этот день не было, деревья, плотно
обступившие дорогу, не давали наслажденья глазу. Был только классический дремучий таежный лес
со свисающей паутиной мха вокруг.
День четвертый.
Очередное солнечное утро, на сегодня у нас марш-бросок в
обратную сторону. Все, что мы проехали за два дня сегодня предстояло преодолеть
засветло. И сегодня, на четвертый день пути я начал получать удовольствие. Да,
я начал получать удовольствие от вождения мотоцикла и уже не чувствовал себя
скованным.
Дорога была знакомой, ехалось ну просто замечательно.
Впервые за поход я начал смотреть по сторонам и наслаждаться природой Северного
Урала.
Правда полет по дороге прерывали мелкие поломки.
От жесткой тряски раскрутился болт, фиксирующий заднюю
звезду, заменили новым.
Вернувшись к Вижаю обнаружил еще одну раскрутившуюся
гайку на глушители. Обошлось без последствий, .т.к. глушак прикипел намертво,
но нужную гайку все же закрутили.
По пути случилась непонятная оказия с задним тормозом.
Машинку тормоза заклинило, она перестала корректно работать, доезжал без
заднего тормоза, 4-ый день в седле, торможение двигателем + передний тормоз –
не проблема.
После Вижая летели по гравийке по-максимуму пока не
лопнул ремень вариатора на квадрике. Запасного не оказалось, поэтому было решено
закончить путешествие. Составляя компанию поломанному квадру мы дождались
машины-эвакуатора и благополучно вернулись в цивилизацию.
Выводы, которые я для себя сделал по технической стороне
похода:
#COOLMOTORSTEAM