Что такое ЭНДУРО?

02/07/2024
автор Игорь Рудак

Энду́ро (англ. enduro от лат. indurare — вынести, выдержать, вытерпеть) — дисциплина мотоспорта и велоспорта и класс мотоцикла, предполагающая агрессивный стиль езды по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, начиненных бревнами, валунами и другими препятствиями, в зависимости от сложности соревнований. Для этой дисциплины используют соответствующую спортивную мотоциклетную (велосипедную) технику. Помимо соревнования на регулярность движения, в эндуро включено выполнение в кратчайшее время условий дополнительных соревнований.

Соревнования эндуро выросли из испытаний техники, так называемых «endurance run» и «endurance contest» (фр. endurance — выносливость). Самое первое мотоциклетное испытание было проведено в США 4-5 июля 1902 года, маршрутом из Бостона в Нью-Йорк. Именно этим испытаниям мы обязаны появлению в дальнейшем понятия «эндуро». !

8 июля 1904 г. была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ), предшественница нынешней Международной мотоциклетной федерации (ФИМ). По инициативе этой организации в 1913 году испытания на плохих проезжих дорогах были введены в программу первых международных шестидневных мотосоревнований под названием International Six Day Trial (ISDT).

В 1981 году слово «эндуро» было официально введено в употребление, и поэтому название соревнований изменилось на The International Six Day Enduro (ISDE).

Мотоциклы для эндуро

В первых шестидневных соревнованиях участвовали энтузиасты и любители, использовались серийные дорожные мотоциклы, на которых, как правило, был установлен мощный четырёхтактный двигатель с газораспределением нижними клапанами. Мотоциклы имели мощное ведущее колесо и подрессоренную переднюю вилку. В первых шестидневных соревнованиях в 1913 г. к категории мотоциклов были отнесены и трициклы.

В командном зачёте обычно участвовало два мотоцикла-одиночки и один мотоцикл с коляской. В соревнованиях 1921 г. в Италии впервые приняли участие в гонке мотороллеры в одном классе с мотоциклами соответствующих рабочих объёмов.

С течением времени менялся регламент соревнований эндуро — менялась и техника для эндуро, для которой стали предъявляться более широкие требования, чтобы была возможность справляться с разнообразными дорожными условиями на протяжении всего соревнования.

Таким образом, внешний вид мотоциклов для эндуро по сравнению с дорожными приобрёл следующие характеристики:

- Большое переднее колесо (обычно диаметром 21 дюйм) и широкий руль — позволяют легче контролировать мотоцикл на неровных поверхностях.

- Спицованные колёса — ремонтопригодны, могут выдерживать значительные деформации при сильных ударах, которые неизбежны в гонке, а также весят меньше литых.

- Высокое крепление переднего грязевого щитка — не позволяет грязи забивать пространство между собой и колесом.

- Развитые грунтозацепы протектора шин — позволяют передвигаться вне дорог общего пользования.

- Цепная передача — обладает хорошей амортизационной способностью, упрощает смену передаточного отношения путём замены одной из звёздочек, кроме того, цепь мало весит.

В отличие от кроссовых, мотоциклы для эндуро, как и дорожные, имеют комплект светотехники, зеркал, средства навигации и государственные регистрационные знаки (то есть имеют ПТС и подлежат регистрации в ГИБДД), что обусловлено тем, что соревнования эндуро проходят в том числе и по дорогам общего пользования.

Следует также отличать мотоциклы для эндуро от мотоциклов двойного назначения, выпускающихся в стилистике эндуро. Если первые по техническим характеристикам предназначены для соревнований, то вторые — это гражданская техника, рассчитанная на утилитарное, а не спортивное использование.

Современные мотоциклы для эндуро характеризуются следующим:

- Малая масса двигателя, низкий уровень шума, сравнительно небольшие вибрации, наряду с надёжностью и тяговой характеристикой. Наилучшая тяга — на низких и средних оборотах. При этом скоростная характеристика на тех же низких и средних оборотах может теряться.

- Конструкция мотоцикла рассчитана на падения, поэтому повредить что либо, кроме зеркал и рычагов, достаточно сложно.

- Шины используются только камерные, только они пригодны для спицованных колёс[источник не указан 3161 день].

- Рамы обычно стальные, далёкие от идеальной жёсткости.

- Подвеска не рассчитана на экстремальные прыжки, как в мотокроссе, её задача — давать возможность быстро и безопасно передвигаться по любым неровностям.

- Классический двигатель эндуро имеет воздушно-масляное охлаждение и так называемый «сухой картер». В нём масло не скапливается в поддоне, а откачивается в масляный бак насосом, другой насос подаёт моторное масло в систему смазки. Такая конструкция позволяет мотору работать не испытывая «масляного голодания», даже когда мотоцикл опрокидывается на бок.

Однако, и эти характеристики носят лишь общий описательный характер.

Как мотоциклетная дисциплина, эндуро регламентируется специальными техническими требованиями к мотоциклам. В эти требования (в зависимости от статуса соревнования — от международного до любительского) может быть включено:

- минимальная масса спортивного мотоцикла в зависимости от его класса;

- запрет на использование титановых деталей;

- рабочий объём двигателя в зависимости от его класса;

- нагрузка на мотоцикл в соответствии с минимальной массой;

- учёт допустимого уровня шума;

- ограничения по наименьшей и наибольшей ширине руля;

- определённая конструкция и длина рычагов управления;

- определённые хода подвесок мотоцикла;

- определённая высота подножек;

- независимые друг от друга тормоза;

- грязевые щитки, закрывающие колесо под определённым углом;

- определённый размер шин, профиль шин;

- определённое установление и количество номерных табличек, их размеры и цвет, размеры и цвет нанесённых на них цифр;

-перечень возможных изменений, вносимых в конструкцию дорожных мотоциклов, допускаемых к соревнованиям.

Вышеперечисленные требования оговариваются в регламенте соревнований с указанием конкретных допустимых цифр и значений.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв